Публикации

Упаковка чая: от тюков до цыбиков

Датой знакомства россиян с чаем считается 1639 год, когда ко двору царя Михаила доставили «траву, доселе неведомую». Историки-бытописатели называют Москву «колыбелью отечественного чаепития». Именно в Москве с конца XVII в. стали торговать чаем, распространяя его по другим градам и весям. На самом же деле напиток этот проник к нам куда как ранее через контакты простых людей, по цепочке. От китайцев – к монголам, бурятами и калмыкам. От них – к заселявшим Сибирь, а затем на Дальний Восток, русским.

Чай в Россию поступал через северные провинции Китая, где на местных диалектах он именовался «ча». Отсюда и возникло русское слово «чай». Англичане же изначально начали покупать этот товар в приморских провинциях, на диалектах которых он именовался «тэ». Отсюда — английское «tea».

Как и в чём везли нежный товар? В Западную Европу и Америку его путь пролегал через моря-океаны. К нам – преимущественно по суше. Путь по-своему трудный и чреватый опасностями. Добираться приходилось очень долго. Из провинции Фучань чай отправлялся на коромыслах носильщиков. От Ханькоу по главной водной артерии Китая — реке Янцзы и далее морем судами вдоль берега до Тяньцзиня. Затем через Пекин, будучи перегруженным на мулов, до монгольского Калгана. Оттуда на верблюдах – караванами. То через гористую, то через ровную, как стол, пустынную местность — в приграничную Кяхту.

Закупленному русскими купцами чаю предстояло ещё долго передвигаться на ямщицких тройках. К началу XIX столетия складывается бо́льшая часть Сибирского тракта: Москва – Казань – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Томск – Иркутск. Для такого пути и упаковка требовалась соответствующая!

Старинные источники упоминают термин «бах-ча», то есть бумажные пакеты; каждый примерно по три четверти фунта. Наиболее ценные сорта заворачивались в свинцовую фольгу (о ядовитых свойствах свинца тогда еще не ведали). Но это мелкая, рознично-потребительская расфасовка. Бахчи упаковывали в «цыбики» — прямоугольные корзины, сплетённые из камыша или тростника.

Основной оптовой тарой являлась «ширельная». В Кяхте, проверив и проветрив чай, мужики-ширельщики споро заворачивали его в свежие бычьи или конские шкуры (шерстью внутрь). Подсыхая, шкура сжимала содержимое до плотности деревянного бруска.

Таможенники, взвесив и обмерив цыбики, опломбировывали их. Готово, грузи и езжай дальше!
Транспортировка чая осуществлялась в основном зимой на санях. Целыми «связками» по пять-шесть запряжек, которыми управлялся один возчик. «Связки» объединялись в огромные обозы, количество которых в иные годы достигало 3000!

Расстояние от Кяхты до Москвы в 5930 верст преодолевалось за два с половиной – три месяца. Ямщику-«дальнобойщику» это сулило нелёгкий труд, зато и хороший заработок – под сотню рублей за рейс.

Часть чае-потока ответвлялась в направлении Ирбита и Нижнего Новгорода – на две крупнейшие ярмарки. Там «цыбики» укладывали в высоченные штабеля-пирамиды. Оптовая торговля велась не рядом с ними, а в помещениях товарных бирж – по «бахчевым» образцам: осматривай-проверяй, приценивайся. Коль всё устраивает, сходят продавец с покупателем к штабелям: удостоверься, почтеннейший – вот он, товар, без обмана. Там ударят по рукам, ассигнации отдадут или вексель оформят. Могла и под честное купецкое слово сделка состояться. «Обмывая» сделку, и сами чайку вволюшку отведают – в конторе одного из партнёров или близлежащей чайной (заодно и дегустация).

С ярмарок чай мелкооптовыми партиями расходился уже по всей Российской империи, в том числе на Кавказ, Украину, в Прибалтику, Польшу…
Львиная доля российской чаеторговли осуществлялась московским купечеством
Какое-то время царское правительство, стремясь ограничить отток в Китай серебряных денег, запрещало оплачивать ими китайские товары. Китайцы же воротили нос от ассигнаций. Зато охотно брали меха и шерстяные ткани. Приходилось прибегать к бартеру. А то и к уловкам «на грани фола». Например, специально отливались тяжеленные серебряные ложки.

Административные барьеры были сняты лишь в 1854 г. То же самое — со стороны властей Поднебесной, принуждённых к выходу из внешнеэкономической изоляции (результат проигранных «опиумных войн» с Великобританией).

Наряду с уже прочно утвердившейся привычкой чаепития, вышеуказанное «аукнулось» беспрецедентным скачком чайного импорта. Если в 50-60 годы XIX века в страну было ввезено 372 тысячи пудов чая, то далее — от десятилетия к десятилетию – и так до конца века налицо рост показателей в арифметической прогрессии.
Сложившуюся транспортную цепочку и тех, кто с неё кормился, подкосили технический прогресс и большая политика. С пуском Суэцкого канала (1869 г.) были проложены куда как более удобные, короткие и, следовательно, менее затратные маршруты транспортировки из Китая в Россию и Европу. Пароходами через Суэц, Босфор, Одессу. Теперь дорогие сорта доставляли водой. Дешёвые же, значительной частью распродаваемые в Сибири, на Урале и в Поволжье, ещё некоторое время продолжали возить через Кяхту.

Следующий удар традиционной чайной китайско-российской логистике нанесло построение на рубеже XIX-XX веков Транссибирской железнодорожной магистрали. Вагоны поездов, пароходные трюмы и твиндеки заполнялись стандартными – деревянными и фанерными – ящиками и коробками (сшитыми проволочными скрепками).
Кяхта стала запустевать. Многие тамошние воротилы, переехав в Питер и Москву, перевели туда свои капиталы. Окончательно свели её на нет войны, революции и снова войны. Распались «ширельные» артели.

Не будем скидывать со счетов и другие факторы. К примеру, появление альтернативных потоков – индийского, цейлонского, грузинского чаёв.

Но Великий чайный путь оставил после себя богатое наследие, которое надлежит изучать и использовать для укрепления культурных связей между народами.

До двадцатого столетия дожил термин «цыбик». Согласно «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля», это «ящик или место чаю от 40 до 80 фунтов». Позднее цыбик — небольшая кубическая бумажная или картонная пачка чая, 25-100 граммов.

«Алексей Алексеевич согласился, и Пузырев тут же, в виде поощрения, передал ему под столом два цыбика чая и пачку папирос «Раджа» (Хармс Д. Рыцарь, 1934).

«Я взял в магазине пять яиц, в пакете, два плавленых сырка, буханку хлеба, азербайджанского скверного чаю цыбик (сахар у меня еще оставался) и, стараясь не глядеть на алкашей, бутылку водки» ( Рецептер В. Э. Узлов, или Обращение к Казанове, 1993).
Нынешние требованиями к упаковке, хранению и транспортировке чая регламентированы согласно ГОСТ 1936-90. Ящики с чаем должны храниться в сухом, чистом, хорошо проветриваемом помещении, не зараженном вредителями, на деревянных стеллажах с расстоянием 0,1-0,15 м от пола и не менее 0,5 м от стены. От источников тепла, водопроводных и канализационных труб — не менее 1 м. Укладывание ящиков в штабели проводится дном на крышку высотой не более 9 ящиков — для фанерных и 6 — из гофрированного картона с проходами между двумя-тремя рядами. Относительная влажность воздуха в помещении не должна быть выше 70%. Не допускается хранить в одном помещении с чаем скоропортящиеся и сильно пахнущие продукты и товары.

Транспортируют чай в ящиках или пакетами. Транспортные средства должны быть крытыми, сухими, чистыми и не зараженными вредителями.

Пачки и коробки с чаем должны быть чистыми, хорошо склеенными и иметь правильную форму. С этикетками. На каждой упаковке указывают:
— товарный знак и наименование предприятия-изготовителя, его адрес;
— наименование продукта и место произрастания чайного листа;
— сорт;
— массу нетто;
— обозначение стандарта.
Источник: Author archive Author website
Автор: Аркадий Константинов.

Правки и дополнения: Смиренный И.Н.