Публикации

Выставка "Русский квас – история в этикетках"

Ретроспективная выставка «Русский квас – история в этикетках» представит этикетки для кваса, производимого в Российской Империи в конце XIX – начале ХХ вв., в Советском Союзе в период с 20 – до 80-х гг. ХХ в. и в современной России. Организатор выставки – межотраслевой журнал «Тара и упаковка» при поддержке администрации Музея брендов. Спонсором выставки стала Сергиво-Посадская компания "Росъ", которой в 2023 году исполняется 25 лет.

Квас – традиционный русский напиток, который более 1000 (!) лет пользуется заслуженной популярностью на всей территории России и зарубежом. По вкусовым качествам не имеет себе равных. Первое письменное упоминание о нем относится к началу Х века, времени крещения славян киевским князем Владимиром. В «Повести временных лет» написано, что князь приказал «мед в бчелках (бочках), а в других квас возить по городу» - то есть раздать народу еду и напитки — мед и хлебный квас.
Квас на Руси был дешев и потому популярен во всех слоях населения. Рецептов напитка было великое множество: в русских деревнях любая хорошая хозяйка имела свой секрет приготовления кваса. Односельчане говорили: «Дарьин квас», «Марьин квас» и др.

Существовала и специальная профессия «квасник» - специалист по приготовлению кваса. Причем каждый квасник специализировался на каком-то определенном виде кваса, был, например, «квасником яблочным» или «квасником земляничным» и т. д.
Следует отметить, что в XIX веке, когда бумага была дефицитна, на стеклянных бутылках, в которых продавался квас, наименование их содержимого непосредственно обозначалось на самом стекле бутылок. Образец такой бутылки, в частности, хранится в архиве Музея брендов, истории и дизайна упаковки.

С развитием бумажного производства, с конца XIX века предприниматели начинают использовать бумагу для изготовления этикеток. Первые бумажные этикетки для кваса в конце XIX — начале ХХ века, хотя и имели разнообразную форму, чаще всего были весьма невзрачными в художественном отношении, поскольку напиток считался дешевым и в основном предназначался для потребителей не выше среднего класса.
В первые годы советской власти, в ходе «революционной» национализации предприятий, форму этикеток для кваса (впрочем, как и для многих других продуктов и напитков) в основном копировали с этикеток прежних, «буржуйских» предпринимателей – владельцев пивоваренных заводов. Только тексты на них были заменены на советские.

После Великой отечественной войны форма этикеток для кваса в Советском Союзе была стандартизирована. Этикетки отличались лишь текстом и торговой маркой. И хотя разнообразие их было огромно, в художественном отношении они были весьма примитивны.

Из-за дефицита бутилированного кваса, в городах России его зачастую продавали в разлив, на улицах из бочек. Кроме того, в магазинах довольно свободно продавался концентрат кваса или даже «сухой квас», для домашнего приготовления (этикетки представлены в экспозиции).

Лишь со второй половины 90-х гг. ХХ века, после перехода к рыночной экономике, квас в России начинают разливать и продавать в ПЭТ- бутылках большой емкости (от 1 – до 2-х литров). При этом продажа кваса из бочек, в розлив, во многих регионах России продолжается. Квас из бочек компании "Росъ" пользуется большой популярностью у горожан и гостей города, поэтому брендированные бочки с квасом часто встречаются на улицах города Сергиев Посад в летний сезон.
1 и 2 июля в дни начала выставки в музее пройдёт дегустация разных видов кваса компании "Росъ": "Квас Хлебный", "Квас Яблочный", "Квас Окрошечный". Все виды кваса и лимонада, производимого ООО "Завод напитков "Росъ" можно приобрести в сувенирной лавке музея.