Публикации

Выставка "Русская парфюмерия в XIX – начале ХХ веков"

Выставка посвящена предстоящим праздникам Дню защитника Отечества и Международному женскому дню.
Впервые журнал «Тара и упаковка» и Музей брендов, истории и дизайна упаковки представляют планшетную экспозицию уникальных флаконов, этикеток и сопутствующей атрибутики для парфюмерной продукции, созданной российскими парфюмерами в XIX – начале ХХ веков.
При подготовке экспозиции использованы коллекции образцов парфюмерной продукции и сопутствующей атрибутики, хранящиеся в архивах Музея и Журнала, а также альбомы «Русская парфюмерия. Иллюстрированная история» (В. Кожаринов), «Русская жесть. Парфюмерия» (М. Ожегов) и публикации журнала «Тара и упаковка» в рубрике «Домашний музей».
Изображение выглядит как Человеческое лицо, искусство, картина, человек

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.
Первые духи проникли в Россию через петровское «окно в Европу» вместе с модными платьями, париками и пудрой. В XVIII веке основными поставщиками парфюма были Франция, Италия и Англия. Спустя столетие в Российской империи появились свои парфюмерные фирмы, в которых были созданы ароматы, известные и по сей день.
В России до середины XIX века духи, изготовленные фармацевтами, продавались в аптеках. Самыми популярными ароматами были роза и мята, но впоследствии ассортимент расширился — аптекари научились сочетать розовое масло, бергамот, цедру цитрусовых и лаванду. Когда в Москве в 1770 году разразилась смертоносная эпидемия чумы, родилось поверье, что духи, помимо приятного запаха, обладают целебными свойствами и могут «отпугнуть» недуг.
В те времена парфюмерия редко делилась на мужскую и женскую. Фиалковую воду, к примеру, одинаково любили аристократы обоих полов, нанося ее на парики и аксессуары — особенно, перчатки. То же касалось одеколонов, которые сегодня считаются исключительно мужским видом парфюма. Большим любителем и популяризатором одеколона был Наполеон Бонапарт, который, по словам современников, «мыл им плечи и голову». Аромат классической «Кёльнской воды» (Eau de Cologne), созданный в начале XVIII века, сочетал в себе нотки лимона, апельсина и бергамота, за что в России его прозвали «тройным».
Фабричное производство отечественных духов началось в 1840-х годах — прорыву в мировом парфюмерном деле тогда поспособствовало изобретение сложных душистых веществ. Созданием парфюмерной отрасли в Российской Империи занялись французские специалисты — они мечтали вывести собственную продукцию на новый рынок, но в их родных странах конкуренция была слишком велика. Во второй половине XIX века к ним присоединились отечественные предприниматели.
Вторую половину XIX столетия можно смело назвать золотым веком русской парфюмерии. Российскими духами пользовались члены императорской фамилии, они были известны за границей, получали призы на всемирных выставках.
Духи знаменитых российских парфюмеров славились не только своими ароматами. Флаконы, в которые их разливали, отличались красотой и изяществом. Отечественные стеклоделы не уступали европейским мастерам. Внешний вид флаконов и упаковочных коробочек, разрабатывался с учетом того, чтобы привлекать внимание мужчин, ведь именно они были самыми частыми покупателями духов и одеколонов, считавшихся отличным подарком для прекрасных дам. В те времена женщины не часто самостоятельно покупали себе меха, драгоценности и духи. Поэтому красивый броский флакон или яркая коробочка должны были привлекать к себе мужской взор.
К созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, например Фаберже, а к работе над этикетками могли привлекаться видные художники. На флаконах из драгоценных металлов часто можно было увидеть фамилию или инициалы мастера. Уже в начале XIX века в России были в моде подарочные коробки для парфюмерии. Обычно их изготавливали из картона или дерева и обтягивали шелком или бархатом. В подарочные коробочки вкладывались изящные поздравительные карточки, выполненные по желанию заказчика, либо вкладыши от изготовителя продукции. Некоторые флаконы выполнялись по специальным заказам российской аристократии.
В оформление парфюмерной упаковки конца XIX века нередко прослеживался «неорусский», или, так называемый, «ропетовский стиль», происходящий от имени его основоположника архитектора И. Петрова (псевдоним Ропет). На парфюмерных этикетках и упаковках, на вкладышах и рекламных плакатах изображались русские красавицы, герои русской истории, сказочные персонажи, сцены из жизни русского народа, памятники русской архитектуры.
Начало ХХ века – это господство стиля «Модерн». На флаконах, этикетках и упаковке стали появляться характерные для модерна стилизованные растительные орнаменты, птицы и животные, насекомые, а также прелестные женские головки.
Чудом сохранившиеся уникальные парфюмерные флаконы, этикетки, упаковки, образцы рекламы, созданные русскими мастерами в XIX – начале ХХ века сегодня стали достоянием национальной истории, антиквариатом, сохранившимся лишь в музеях, да у коллекционеров.