Евлогии в бутылках: начало возрождения традиции?
Как известно, стекло – один из 4-х главнейших упаковочных материалов (три других - бумага и картон, полимеры и металлы). Самое массовое упаковочное изделие из стекла – бутылка.
По данным историков, обработка стекла была известна ещё в древнем Египте. А изобретение стеклодувной трубки в 1-м веке до н. э. – 1-м веке н. э. позволило создавать прообразы современных стеклянных бутылок… Первые стеклянные бутылки начали массово выпускать в VI веке в странах Ближнего Востока и Северной Африки…
В XIX веке в России были популярны сувениры из святых мест — иконы и религиозные сюжеты в бутылках, или евлогии (от греческого слова, которое означает «благословение»). Считается, что их изготовление зародилось в столице русского православия - Сергиевом Посаде. Паломники покупали их в монастырях на память о поездке. После революции, в результате борьбы большевиков с религией, - евлогии практически исчезли. И сегодня их можно увидеть лишь в нескольких музеях страны или в частных коллекциях.
Пожалуй, самая большая коллекция евлогий в бутылках хранится в Шуйском историко-художественном мемориальном музее им. М. В. Фрунзе. Там можно увидеть 22 подобных артефакта, в основном XIX и начала XX в.
Главный хранитель шуйского Музея Елена Пелевина любезно предоставила журналу «Тара и упаковка» фотографии этих уникальных исторических предметов для организации фото выставки в Сергиевом Посаде.
Автор книги «Евлогии в сосудах: В поисках утраченного промысла» (Возилов В.В., Калинин А.Т. Москва, Иваново, Шуя. Издательский дом «Референт» 2020 – 252 с.) - Владимир Возилов отмечает, что монахи или монастырские послушники изготавливали такие сувениры с тремя целями: 1 – так (монахи, ред.) могли исполнять послушание — работу на благо обители; 2 - создавать художественные предметы (сувениры) для продажи; или же 3 - просто заполнять свободное время. А первым таким местом массового производства евлогий стала подмосковная Троице-Сергиева лавра…
В Троице-Сергиевой лавре возник распространенный вид евлогий — «голгофы». В бутылку помещали изображение одного из главных христианских символов — горы Голгофы, где казнили Иисуса Христа, — и крест. Еще одним популярным сюжетом стало «Посещение Богоматерью преподобного Сергия Радонежского».
Постепенно они превращались из простых сувениров в настоящие произведения искусства. Стеклянная тара эволюционировала. Композиция внутри бутылок усложнялась, фигуры размещались в несколько ярусов, становились объемными…
Производство евлогий прекратилось после 1917 г. — вместе с распадом Российской Империи и антирелигиозной борьбой новой власти. И на долгие годы этот промысел был забыт… В советские годы евлогии на евангельские сюжеты почти не изучали и не коллекционировали. Интерес к ним начинает возрождаться лишь в современной России.
Как икона (религиозный сюжет) попадала в бутылку? Для евлогий чаще всего выбирали невысокие емкости с широким и коротким горлом, которое позволяло мастеру создавать композицию с помощью специальных инструментов.
Как именно помещали евлогии с евангельскими мотивами в сосуды, ученым неизвестно: после смерти мастеров их секреты оказались утраченными. Исследователи ориентируются на технологию, по которой создаются похожие нерелигиозные сувениры, например, «корабли в бутылках» (есть в коллекции Музея брендов, истории и дизайна упаковки, ред.).
Раньше многие мастера придумывали свои собственные, авторские методы, - как поместить через горлышко объемный предмет или расправить внутри плоский. Кто-то пользовался магнитами, кто-то — прочными нитками. Часто модели изготавливали складными, в сложенном виде их вставляли через горлышко, а разворачивали уже внутри бутылки.
На передвижной планшетной выставке организованной журналом «Тара и упаковка» и Музеем брендов, истории и дизайна упаковки представлены фотографии Евлогий в бутылках из коллекции Шуйского историко-художественного и мемориального музея им. М. В. Фрунзе, а также из книги В.В. Возилова и А.Т. Калинина «Евлогии в сосудах. В поисках утраченного промысла».
Здесь также представлено несколько проектов плакатов, посвященных евлогиям в бутылках. Специально к этой выставке они выполнены на конкурсной основе студентами кафедры дизайна Академии управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).
Выставка будет работать с 5 февраля по 23 февраля 2024 г. в Музее брендов, истории и дизайна упаковки. Справки по тел.: 8 (977) 474-16-97.